Принципы квартальной застройки

  1. Городская квартальная застройка создаётся, в первую очередь, для жителей, во вторую — для транспорта.

  2. Преобладающими  элементами  квартала являются  геометрические  фигуры  квадрата или прямоугольника со сторонами длин 120‑185 м  шириной улиц от 20 до 50‑60 м.
    2.1.1.jpg

    Минимальная площадь для замкнутого дома квартальной застройки из 6 секций (2 — рядовые, 4 — угловые, в левом верхнем углу) находятся в границах 60,8 х 63,4 м, что составляет 0,39 га. Для квартальной застройки из 23-26 секций требуется площадь размером 2,9-3,1 га.

  3. Дворовые пространства замкнуты и доступны только для проезда специального транспорта.

    2.1.2.jpg

  4. Высотность квартальной застройки ограничена этажностью, исключая создание дворовых «колодцев» внутри.

  5. Набор секций внутри квартала должен обеспечивать любое расположение зданий относительно широтно‑меридиональной ориентации, включая менее благоприятное по условиям инсоляции расположение одной из осей квартала с юга на север. Наиболее приемлемым расположением является диагональная ориентация с учётом инсоляции зданий.

  6. В пределах нескольких кварталов:
    • шаговая  доступность  для  социальных услуг;
    • подразделение улиц на магистральные с общественными функциями (магазины, службы быта, офисы) и второстепенные — «тихие» с жилыми первыми этажами;

    2.1.4.jpg

    Магистральные улицы (жирные стрелки на чертеже) расположены с севера на юг или то же, но с учётом диагонального расположения. «Тихие» улицы с жилыми первыми этажами (тонкие стрелки) расположены с запада на восток или то же, но с учётом диагонального расположения.
    • преимущественным транспортным движением является одностороннее движение с организацией проезда общественного транспорта (автобусы, такси и другой спецтранспорт) с противоположной транспортному движению стороны по специально выделенной полосе.

    2.1.5.jpg

Модернизация жилищного фонда на новом градостроительном принципе, в основу которого заложен возврат к городской среднеэтажной квартальной застройке, влечёт за собой пересмотр принципов городского транспортного движения. Приоритет человека в городской среде изменит отношение к улицам как транспортным магистралям.

Городская улица — это, прежде всего, пространство, где удобно и безопасно ходить, приятно проводить время, удобно встречаться, получать впечатления от увиденного, удобно ездить на велосипеде. Число городских улиц и площадей «без машин» ежегодно растёт. Это — тенденция! Идеальным было бы вообще не иметь на уровне первых этажей домов с жилыми и общественными функциями движущегося транспорта. Есть примеры таких решений, однако из наиболее простых и эффективных остается и является одностороннее движение.

Принцип назначения главных и второстепенных улиц

Возврат в градостроении к квартальной застройке требует нового принципа блок-секционного проектирования.


2.2.1.png

2.2.2.png

Блок-секции северной ориентации с южной стороны улиц всегда имеют лестнично-лифтовой холл, что не позволяет создавать непрерывную зону общественных помещений. Большая часть времени эта сторона не имеет солнечного освещения. Именно поэтому целесообразно улицы, расположенные с запада на восток, не превращать в «деловые» улицы, одна из сторон которой всегда зрительно не интересна, разбита на входные группы в здания и поэтому они лучше соответствуют тихим, с минимальным транспортным движением улицам. В тоже время вдоль этих улиц целесообразно выделять придомовые и приквартирные участки, с достаточно высокой оградой, но зрительно привлекательной, создавая «наш» и «мой» придомовые дворики вдоль улицы.


2.2.4.png

2.2.3.png

Для непрерывной периметральной квартальной застройки, удовлетворяющей условиям инсоляции и организации входов в здания со стороны улиц и дворов, необходимо иметь гладкие фасады первых нежилых этажей с общественными функциями, к которым, как правило, должны вплотную примыкать тротуары улиц с беспрепятственным доступом в общественную зону практически в любом месте по фасаду зданий с расположением лестнично-лифтового узла со стороны дворового фасада.

Меридиональное ориентирование улиц наиболее приспособлено для выполнения ими функций многофункциональных улиц (главных, транспортных, магистральных, коммерческих, прогулочных, парковочных) с расположением на них зданий с общественными зонами.

Расположение вдоль улицы домов с широтной ориентацией с лестнично-лифтовыми узлами на северной стороне неизменно приводит к виду улицы с разными фасадами с двух сторон. Поэтому такие улицы в большей степени соответствуют улицам, где первые этажи являются жилыми или с минимальными общественными зонами. Можно считать такие улицы «тихими», с ограниченным движением городского транспорта.

Организация одностороннего движения на представленном справа городском квартале позволяет иметь круговое движение вокруг каждого из локальных кварталов и достичь транспортной доступности в общественные зоны на улицах «А»‑«D» за счёт выделенной полосы с противоположной транспортному движению стороны.

2.2.5.png
По инсоляции главные улицы «А»‑«D» в течение дня наиболее полно обеспечены солнцем и в большей степени приспособлены для посадки зелени с прогулочными зонами и зонами отдыха. Напротив, северная сторона на улицах «1»‑«4» не всегда и в достаточной степени имеет солнечное освещение.

Улицы «тип 1» и «тип 2» на комплексной квартальной застройке, являясь жилыми улицами, тем не менее для уравновешивания транспортных потоков имеют развитую дорожную сеть с многополосным односторонним движением во многом повторяющим движение по магистральным улицам.  

Организация одностороннего движения в жилом комплексе из 25 кварталов позволяет более компактно организовать жилую застройку, сократив площадь застройки до 20% относительно планировки с двухсторонним движением, создав в пределах локальных кварталов «свой» дом, двор, подъезд.

Перечисленным выше требованиям и принципам удовлетворяет жилой комплекс, выполненный в виде 25 кварталов.

2.2.6.jpg

Характеристика комплекса: площадь комплекса — 77,5 га; площадь одного квартала — 3,1 га; жилая и площадь под общественные функции — 550 тыс. м²; соцкультбыт — 9,3 га (школа и 2 детсада); средняя этажность — 9-11 этажей, плотность жилой застройки в зависимости от этажности — 25-31 тыс. м²/га.

Справочно: при средней 4-этажной квартальной застройке плотность
составляет 8,5 тыс. м²/га, при 7-этажной – 14,9 тыс. м²/га, при 9-этажной — 18,5 тыс. м²/га, 12-этажной — 24,6 тыс. м²/га.

Магистральная улица — многофункциональная улица, на которой расположены здания с первыми нежилыми этажами вдоль всего фронта зданий с двух сторон. На ней происходит деловая жизнь города и конкретно – квартала. Одностороннее движение позволяет на улице шириной 50-55 метров иметь трехполосное движение в одну сторону и две полосы движения вдоль домов, первые этажи которых являются нежилыми, выполняя общественные функции (торговля, услуги, офисы и т. п.). Въезд на эти полосы разрешён только общественному транспорту (автобусы, такси), транспорту по загрузке помещений общественного назначения, встроенных в здания по магистральной улице, и легковым автомобилям для высадки/посадки пассажиров.

2.2.7.jpg

Другие виды транспорта могут заезжать без права безостановочного движения (в основном для высадки пассажиров). Трёхполосное движение имеет одну полосу, выделенную для общественного транспорта (автобусы, такси). Два ряда стоянок обеспечивают в дневное время платной парковкой работающих и приехавших, в ночное время – это бесплатная стоянка для проживающих в квартале жителей. Вдоль улицы расположен бульвар с велосипедной двухсторонней дорожкой.

2.7.10.jpg

2.7.2.jpg

Жилая улица — улица с неинтенсивным транспортным движением. Вдоль улицы за достаточно высоким ограждением располагается придомовый земельный участок, находящийся в коллективной или частной собственности: коллективной — на входах в подъезд и напротив лестнично-лифтовых узлов, частной — напротив комнат, выходящих на улицу и во двор.

2.2.10.jpg

2.2.11.jpg

 Квартал, замкнутый по периметру или открытый?

Городская среда, в которой человек как живое существо потерялся среди зданий – это потеря городом своего предназначения. Сегодня жизнь в большинстве городов напоминает жизнь зданий среди людей. Именно они (здания) с 17-25 этажной высоты (а где-то и выше) смотрят на безжизненные пространства между домами, на спешащих в автобусах и машинах людей, перемещающихся по таким же безжизненным, на  чем даже глаз нельзя остановить, улицам, именно здания слышат городские шумы и чувствуют загрязнения воздуха. Именно здания понимают, как архитекторы-модернисты и малопонимающие, но поддерживающие их заказчики и городские чиновники, превращают городское пространство в конгломерацию отдельно стоящих домов и создают обезличенное, официозное и холодное городское окружение. Именно высокие здания знают, что коммуникация людей с прилегающей территорией превосходна на первых двух этажах и приемлема на третьем, четвёртом и пятом этажах. Только до 5-го этажа здания следят за городской жизнью, все верхние этажи зданий знают и потому не контактируют с городской жизнью – они витают в воздухе и практически не принадлежат городу. Стоп!  Весь приведённый выше опус – это перевёрнутый взгляд зданий на жизнь людей в городе, которым воспользовался автор этих строк используя книгу «Города для людей» датского архитектора Яна Гейла. Его точка зрения другая – люди для зданий, а не здания для людей; а точнее – сначала жизнь, затем пространство и в последнюю очередь здания.

«Новые» городские образования в Москве и Подмосковье окажутся в недалёком времени выставочным павильоном для сборища домов крупнейших застройщиков с названием «Как не надо строить». Посмотрите на застройку бывших Люберецких полей орошения, которые носят название Некрасовка! Это один из наглядных примеров, который свидетельствует о необходимости внесения кардинальных изменений в градостроительную политику страны и реформирование жилищного фонда России.

К сожалению, даже опыт мало чему учит. Идёт, например, активное освоение бывших производственных площадей.

2.3.1.jpg

2.3.1-2.jpg

Таким утверждён план застройки бывшего завода ЗИЛ, только к его старому названию присоединили слова АРТ, чтобы не спутали, что на территории, где делали машины, будут размещены в будущем общежития для людей. Снова напрашивается выражение из «Толкового словаря» Д. Н. Ушакова — «Ни кола, ни двора», зато сотни тысяч квадратных метров по несколько сотен тысяч рублей за метр.

Мировой опыт застройки новых городских районов в Вене, Осло, Мюнхене (достаточно посмотреть в Интернете) резко контрастирует с выбранными отечественными и зарубежными (почему-то) архитекторами методами застройки наших городов, включая Москву.

Трудно не согласиться, что среднеэтажная застройка Михаила Филиппова в Москве — Итальянский и Римский кварталы (на фото) — резко отличаются от представленных выше «спичечных коробок», не соответствующих ни человеческому масштабу, ни живой городской среде.

2.3.1-3.jpg

2.3.1-4.jpg

А жилую среду вообще редко кто из архитекторов изображает — талант нужен! Недаром когда известного шведского проектировщика и дизайнера Ральфа Эрскина спросили: «Что нужно, чтобы быть хорошим архитектором?», он ответил: «Чтобы быть хорошим архитектором, надо любить людей, потому что архитектура — прикладное искусство и связана с созданием условий для жизни людей» (а не коробок-муравейников, именно: сначала жилая среда, затем пространство и только потом здания).

Вернёмся к вопросу: замкнутый или закрытый квартал?

Для жителей квартала этот вопрос подразделяется на несколько других вопросов:

  • Хотите жить в безопасной жилой среде?
  • Хотите жить в социуме или вам достаточно общения с людьми на работе?
  • Хотите создавать уют и ухаживать за внутридворовым благоустройством («нашим» и «моим») или пусть (хоть и плохо) за этим следит городская администрация?
  • Хотите иметь кусочек земли или крыши в личном пользовании и (или) не будете возражать, если ваши соседи будут иметь это?

Положительный ответ на «хотите?» говорит в пользу замкнутости квартала. Название «проходной двор» говорит само за себя — это бесхозная территория, за которой должен кто-то следить, ухаживать, которую кто-то должен благоустраивать, беречь.

Собственно, сегодня не новость, когда видим изгороди вокруг одного или нескольких домов. Естественно, это самый простой способ создать закрытое пространство вокруг одного или нескольких домов. Хотя вид изгородей и шлагбаумов не придает идущим вдоль таких домов людям ощущение уютной городской среды.

2.3.5.png

На нескольких примерах замкнутой по периметру (1-4) и открытой (5-12) квартальной застройки  можно убедиться в значительном разбросе показателей плотности этих кварталов. При единой 5-этажной высоте всех кварталов виден значительный разброс показателей плотности — от 10 до 34 тыс.м² на гектар. Это говорит о практически неисчерпаемых возможностях в создании эффективной квартальной застройки с «человеческой» по масштабу жилой средой и комфортным жильём. Открытые на иллюстрациях кварталы 5-12 достаточно просто сделать замкнутыми по периметру с помощью арочных ворот — это на решение жителей этих кварталов.

Номера кварталов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
Плотность, тыс. м²/га 11,0 25,3 14,5 34,3 33,9 27,7 23,9 11,2 9,3 22,2 18,3 16,5

Перейти от строительства отдельно стоящих домов к жилью, ориентированному на человека, стало активным требованием жителей российских городов. «Наш» дом, «наш» подъезд, «наша» детская площадка, «мой» цветник, «мой» парник — всё множество этих понятий составляет сущность социума, где коллективное и личное приобретает смысл его создания, сохранения и бережного содержания. Социум, как владелец законодательно закреплённой коллективной и частной собственности на недвижимость и внутреннюю территорию — это абсолютно другая, качественно новая форма создания жилой среды и отношения к жилью и жилой застройке.

Выбор открытого или замкнутого фронта квартала в городской застройке должен оставаться за жителями этого квартала.

Дать возможность реально отделить коллективную и частную собственность от общественной — задача  градостроительного проекта, создаваемого на принципах архитектурно-градостроительной системы панельно-каркасного домостроения.

Замкнутое пространство квартальной застройки — основа большого «квартального» социума. Наличие внутриквартальной ковровой застройки позволяет подойти к понятиям «наш» и «моё» через их связь с «внутриквартальными» социумами. Внутриквартальные пространства должны быть доступны только для жителей этого квартала — это основа самосохранения и развития квартального и внутриквартальных социумов как в части недвижимости, так и в части дворового пространства и находящегося в нём имущества.

Озеленение, поднятие уровня двора относительно улицы, живая изгородь, шлагбаумы — всё это не создаёт замкнутость кварталов и не обеспечивает сохранность внутридворовой среды.

Предлагается вспомнить известный факт из жизни многоэтажек. Первые пятиэтажные дома строились без балконов. Переезжали из коммунальных квартир —  «Какие балконы? Своё жильё — уже прекрасно!». Потом захотели балконы — «Пожалуйста, нате вам!», сказали архитекторы и строители. «А давайте мы начнём их застеклять?». И начался неуправляемый процесс. Теперь в обязательном порядке пишем — на стадии проектирования и строительства балконы застеклять. Этот факт приведён для того, чтобы не «наступить на грабли» в подходе к квартальной застройке. Не сразу, постепенно, но жители квартала захотят иметь, как принято в европейской и мировой практике, придомовую землю в коллективную и частную собственность. И вот тогда произойдёт неуправляемый процесс «застекления балконов» в виде хаотичного ограждения открытых кварталов и домов, в них находящихся! К чему это приводит — воссоздайте картину зданий с хаотично остеклёнными балконами. Поэтому очень убедительно требование: при проектировании квартальной застройки предпочтение отдавать замкнутой застройке с отсутствием доступа внутрь квартала посторонним людям. Никакие зеленые ограждения, ограды не обезопасят внутриквартальное пространство и ни один житель этого квартала не захочет иметь прилегающий к кварталу земельный участок, пока жителям не будет гарантирована безопасность внутри квартала. А безопасность в российским понимании это бетонная или каменная стена, пока только к такому восприятию надёжного ограждения нас приучила жизнь. Предлагается начать привыкать к общемировой и европейской практике — приватный замкнутый квартал с арочными проёмами для въезда специального транспорта — просто, надёжно, безопасно.

Но выбор всегда остаётся за жителями!


2.3.2.jpg

Пример квартальной застройки с незамкнутым периметром каждого из локальных кварталов представлен слева. Можно с большой степенью вероятности представить, что жители каждого из кварталов со временем решат оградить свой квартал изгородью, что повсеместно мы наблюдаем и в Москве, и в целом по городам России.

Шлагбаумы и заборы — не лучшее украшение наших городов.

Преимущества квартальной застройки в достаточной степени оцениваются при комплексном освоении городских территорий, измеряемых в интервале площади 80-100 и более гектаров. Городская застройка двадцатью-двадцатью пятью кварталами локальными кварталами позволяет создавать «самодостаточную» среду жизни для нескольких десятков тысяч жителей этих кварталов, включая не только проживание и отдых, но и занятость на небольших производствах и оказании необходимых услуг.

Ключевым решением концептуальной схемы является организация пространства.